Должен иметь 2 наших фильма. "Собачье сердце" и "Иронию судьбы". Почему это не так?
Как известно, рейтинг 250 лучших фильмов на IMDB – это не рейтинг среднеарифметической оценки фильмов, а рейтинг фильмов, оценка, которых рассчитывается по Бейсевской вероятности. Чтобы не утомлять деталями, скажу, что краткий смысл этой формулы заключается в том, что средняя оценка фильмов с большим количеством голосов плавно “подтягивается” вверх, а средняя оценка фильмов с низком количеством голосов плавно “принижается”.
Вот как это работает:
http://wiki.answers.com/Q/What_does_true_Bayesian_e..._Top_250_ratings
Алсо, для участия в ТОП-250 существует количественный ценз по минимальному количеству голосов. Ценз постоянно увеличивается. Сейчас он равен – 3000 голосов, а был когда-то равен 1300. И вот, что я заметил: как-только целый ряд сильных авторских фильмов или локальных хитов должны были попасть в ТОП-250, так сразу владельцы IMDB повышали этот ценз. В результате с помощью такой дискриминационной политики ТОП-250 почти целиком состоит из фильмов производства США.
Это чем-то похоже на “демократические выборы” в Европе XIX-го века, когда голосовали 20% населения, а всякие тетки и бродяги отсекались возрастным, половым и имущественным цензом.
Конечно, логика этого ценза - очевидна.
Во-первых, есть авторское кино, популярное у синефилов во всем мире, но неизвестное простым зрителям. Во-вторых, в каждой стране есть сверхпопулярные фильмы, почти неизвестные за рубежом, на который писают кипятком местные. Как правило, это – комедия или драма, в которой обыгрываются особенности национального характера. В Югославии – это “Марафонцы соврешают круг почета” (Maratonci trce pocasni krug, оценка на IMDB 8.4, 4003 голоса), в России – “Собачье сердце” (9.1, 1455 голоса), в Турции – “Возмутительный класс” (Hababam Sinifi, 9.0, 6419) и так далее.
Меняя ценз, авторы IMDB хотят отмежеваться, во-первых, от “шибка умных” фильмов, во-вторых, от локального турецкого и индийского хлама, за который голосуют тысячи индийских клерков и турецких торговцев. Я не думаю, что это делается со злобными намерениями. Ценз введен, скорее всего, из лучших побуждений, ради “искусства”. На самом же деле, владельцы IMDB неосознанно утверждают свой художественный стандарт.
Конечно, какой-то количественный ценз должен иметь место, иначе в лидерах будут никому не нужные фильмы, за которые голосует исключительно съемочная группа из 100 человек.
Тем не менее, использование “Байесовской формулы” – абсурдно. Во-первых, уводится в тень отличное авторское кино, которое легко преодолевает национальные границы. Например, “Возвращение” Андрея Звягинцева (8.1, 10582 голоса). Именно оно должно быть в ТОПе, а не какие-нибудь “Корпорация Монстров”. (7.9, 101024 голоса). У “Возвращения” и оценка выше, и аудитория – дай Боже. Достойное кино нужно пропагандировать, а не уводить в тень.
Во-вторых, что самое главное, перед носом у всего киномира деятели из IMDB проворачивают аферу. Ведь большинство простых кинолюбителей верят, что TОП-250 IMDB действительно – глас народа, “ответ трудящихся масс гнилой киноинтеллигенции”. Но ведь это - не так! По оценкам среди лидеров наряду с Голливудом должны быть индийские и турецкие мелодрамы, а в ТОПе их – нет. Почему чужое гавно воняет, а свое, американское – не воняет?
Я не вижу, чем Бэтмэн, “Индиана Джонс” и Хоббиты лучше, чем – турецкий “Babam ve oglum”, советское “Собачье сердце” или югославский фильм “Кто там поет?”. Зачем это лицемерие с якобы народным топом? Не лучшие ли прямо сказать: “Идите на хуй, народцы Африки, Азии, Латинской Америки и Восточной Европы? Мы стоим на защите высоких идеалов искусства Западной Цивилизации? Зачем нужно прикрывается фиговым листком политкорректности? Не лучше ли сразу набрать кинокритиков из “Variety” и “Rotten Tomatoes”. Они уж отлично знают, как все расставить по местам.
Вот таким, хитровыебанным методом от лица всея Земли неискушенному зрителю насаждается Голливудский стандарт. Стандарт корректно разбавлен добавками Западноевропейского авторского кино (иначе будет не «comme il faut»). Можно сказать, что ТОП-250 получился сам собой. Никто в этом не виноват.
Не сам собой, не сам собой!
Вы поменяйте чуть-чуть параметры и уведете, что ТОП тотчас приобретет иной вид. Авторы IMDB выбирают такие правила игры, где в шоколаде оказывается именно Голливуд. Вы скажите, но ведь Голливуд смотрит не только США, но ведь и Болливуд смотрит только Индия, а это 1300 миллионов индусов, плюс Пакистан, Бангладеш, Индонезия, Индокитай и миллионы сентиментальных барышень по всему миру. Просто аудитория Болливуда и мелких национальных кинематографий имеет меньше возможностей для выхода в Интернет и IMDB, чем аудитория Голливуда.
Но не это самое главное. Дело здесь не в массовидности кино, а в сущности его восприятия.
Что я хочу этим сказать? Кому на фиг кроме жителей СНГ нужна “Ирония Судьбы” и “Собачье Сердце”? Согласно логике многих кинокритиков иерархия мирового кино должна строиться только на тех картинках, которые способные пересекать границы. Мне кажется, что эта точка - ущербна в онтологическом смысле. Это – точка зрения надмирного, надисторического Глобального Человека, которого никогда не было, нет, и никогда не будет. Единственная возможная точка зрения: это точка зрения кинокритика Михаила Брашинского, или точка зрения Ху Цзиньтао – Председателя Коммунистической Партии Китая, или точка зрения Ларисы Пестиковой, 1993 года рождения, уроженки пгт. Чабаны, и так далее, и так далее, и так далее.
Каждый зритель – представитель определенного культурно-исторического контекста, обладатель неповторимой, уникальной судьбы. Совершенно естественно, что Лариса Пестикова, пережившая аборт, будет переживать фильм “4 luni” несколько иначе, чем Ху Цзиньтао. У каждого зрителя - своя боль, свой салат “Ольвье”, свое детство, свое карпаччо. Каждый кинозритель (и кинокритик) никогда не свободен от уникального ракурса зрения, вытекающего из опыта его жизни. Потому, что в первую очередь, кинозритель – это человек, а уж потом носитель абстрактного знания. Уникальный человеческий опыт неизбежно сказывается на восприятии искусства, кино в том числе. Самое дорогое в мире – это самое родное, непереводимое, неизрекаемое. Совершенно поэтому естественно, что самые высокие баллы получит какая-нибудь “Ирония судьбы”, какие-нибудь “Марафонцы”, а не глобальный, всем понятный “Аватар”.
Хозяева же IMDB же хотят заменить нас обезличенным, глобальным чудовищем без лица. Имя ему - DAS MAN.
Таким бы мог быть рейтинг IMDB. Количественный ценз 1000 голосов. Оценка - среднеарифметическая
1 114. Morometii (1988) 9.2/10 (1007 votes)
2 165. The Godfather (1972) 9.2/10 (377930 votes)
3 173. The Shawshank Redemption (1994) 9.2/10 (465774 votes)
4 147. Sobachye serdtse (1988) (TV) 9.1/10 (1455 votes)
5 167. The Godfather: Part II (1974) 9.0/10 (222329 votes)
6 3. 3 Idiots (2009) 9.0/10 (2960 votes)
7 64. Hababam sinifi (1975) 9.0/10 (6419 votes)
8 79. Il buono, il brutto, il cattivo. (1966) 9.0/10 (140753 votes)
9 1. 12 Angry Men (1957) 8.9/10 (102965 votes)
10 121. One Flew Over the Cuckoo's Nest (1975) 8.9/10 (193642 votes)
11 131. Pulp Fiction (1994) 8.9/10 (379706 votes)
12 140. Schindler's List (1993) 8.9/10 (251505 votes)
13 162. The Dark Knight (2008) 8.9/10 (413581 votes)
14 183. Tosun Pasa (1976) 8.9/10 (5053 votes)
15 56. Gol Maal (1979) 8.9/10 (1024 votes)
16 108. Metallica: S&M (1999) (TV) 8.8/10 (1331 votes)
17 144. Shichinin no samurai (1954) 8.8/10 (88805 votes)
18 148. Star Wars (1977) 8.8/10 (299442 votes)
19 149. Star Wars: Episode V - The Empire Strikes Back (1980) 8.8/10 (256100 votes)
20 15. Babam Ve Oglum (2005) 8.8/10 (11051 votes)
21 168. The Lord of the Rings: The Fellowship of the Ring (2001) 8.8/10 (357687 votes)
22 169. The Lord of the Rings: The Return of the King (2003) 8.8/10 (331824 votes)
23 21. C'era una volta il West (1968) 8.8/10 (66111 votes)
24 27. Casablanca (1942) 8.8/10 (155652 votes)
25 29. Cidade de Deus (2002) 8.8/10 (148974 votes)
26 50. Fight Club (1999) 8.8/10 (345476 votes)
27 58. Goodfellas (1990) 8.8/10 (208105 votes)
28 90. L'homme qui plantait des arbres (1987) 8.8/10 (1682 votes)
29 130. Psycho (1960) 8.7/10 (131099 votes)
30 133. Raiders of the Lost Ark (1981) 8.7/10 (226224 votes)
31 134. Rear Window (1954) 8.7/10 (108825 votes)
32 14. Avatar (2009) 8.7/10 (109665 votes)
33 154. Sunset Blvd. (1950) 8.7/10 (49305 votes)
34 156. Sátántangó (1994) 8.7/10 (1616 votes)
35 170. The Lord of the Rings: The Two Towers (2002) 8.7/10 (300344 votes)
36 171. The Matrix (1999) 8.7/10 (349377 votes)
37 175. The Silence of the Lambs (1991) 8.7/10 (224131 votes)
38 180. The Usual Suspects (1995) 8.7/10 (246685 votes)
39 34. Dave Chappelle: Killin' Them Softly (2000) (TV) 8.7/10 (1715 votes)
40 40. Duck Amuck (1953) 8.7/10 (2969 votes)
41 5. A Personal Journey with Martin Scorsese Through American Movies (1995) (TV) 8.7/10 (1533 votes)
42 75. Heima (2007) 8.7/10 (3037 votes)
43 82. Ironiya sudby, ili S legkim parom! (1975) (TV) 8.7/10 (2349 votes)
44 83. It's a Wonderful Life (1946) 8.7/10 (94390 votes)
45 122. One Froggy Evening (1955) 8.6/10 (1730 votes)
46 65. Hababam sinifi tatilde (1977) 8.6/10 (3246 votes)
47 8. American Beauty (1999) 8.6/10 (270307 votes)
48 132. Rabbit of Seville (1950) 8.5/10 (1641 votes)
49 28. Chinatown (1974) 8.5/10 (72010 votes)
50 91. Larry David: Curb Your Enthusiasm (1999) (TV) 8.5/10 (1343 votes)